Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
img/exhibits/kartina-m-m-solovyova-god-rozhdeniya-1919.jpegNoneNoneNoneNoneNoneNoneNone
s
Картина М. М. Соловьёва «Год рождения 1919».

 

В Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи обратились коллеги с просьбой предоставить для выставки к 9 мая несколько картин. 

В числе отобранных к передаче во временное хранение была картина М. М. Соловьёва «Год рождения 1919».
Картина М. М. Соловьёва «Год рождения 1919» находится в хранении НМ РД им. А.Тахо-Годи с довоенных времен. Однако, история ее происхождения, биографии автора и поступления в Фонды НМ РД им. А.Тахо-Годи оставалась крайне формально краткой. Когда картина поступила в реставрацию для предвыставочной подготовки, и реставратор провел  искусствоведческий анализ, выяснилась история картины. 

Поскольку у картины не было авторской подписи и датировки, а авторские данные были исключительно из Книги поступлений, потребовалось сравнить авторский почерк картины в реставрации с известными картинами автора. 

Михаил Михайлович Соловьев (1905—1990) родился в 1905 году в Москве. В 1930 году окончил Высшие курсы АХР, где учился у И. И. Машкова, П. П. Соколова-Скаля. Член ОМАХРР. Начал свою творческую деятельность как живописец (1930–1941). Принял участие в крупном советском проекте художественной пропаганды. Решение о создании панорамы «Штурм Перекопа» и четырёх диорам, запечатлевших наиболее значительные эпизоды боёв за Перекоп, было принято осенью 1934 года. К её созданию привлекли ведущих мастеров живописи. Была создана специальная бригада из 11 художников: (Г. К. Савицкий, Г. Н. Горелов, В. П. Ефанов, Б. В. Йогансон, В. В. Крайнев, А. Е. Куликов, А. В. Моравов, А. А. Пржецлавский, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Соловьёв и Н. П. Христенко) во главе с художником-баталистом М. Б. Грековым. П. П. Соколов-Скаля совместно с М. М. Соловьёвым было поручено работать над диорамой «Первая Конная армия в тылу у Врангеля» и панорамного комплекса «Штурм Перекопа» (1940), «Подвиг героя-пограничника Чернопятко» (1947), которые сейчас находятся в Музее героической обороны и освобождения Севастополя. М. М. Соловьёв - автор этюдов к диораме «Первая Конная в тылу у Врангеля». В послевоенное время, работал исключительно в жанре общественно-политического плаката.

Ресурс https://goskatalog.ru/portal/#/collections (1) помог найти в фондах ФГБУК Севастопольского военно-исторического музея-заповедника 23 этюда М.М. Соловьёва. В частности «Мельница в селе Отрада», «В обозе», «Офицер» и многие другие из числа этюдов к панорамному комплексу «Штурм Перекопа».

Ресурс https://electro.nekrasovka.ru/books/6166836   (2) предоставил открытку из Фондов ЦГПБ им. Н.А.Некрасова Отдела литературы по искусству за №2840 с репродукцией  картины М. М. Соловьёва «Год рождения 1919» 1941 года печати Государственного издательства «Искусство» Типография "Красный печатник", Москва. Вслед за именем автора и названием указывалось, что картина была в составе Всесоюзной выставки молодых художников, посвященной двадцатилетию ВЛКСМ.

Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) был создан союз как коммунистический союз молодёжи (КСМ) 29 октября 1918 года; в 1924 году КСМ было присвоено имя В. И. Ленина — ленинский коммунистический союз молодёжи (ЛКСМ). В марте 1926 года, в связи с образованием в 1922 году СССР, ЛКСМ был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ).

Значит наша картина написана не позднее октября 1938 года. Так мы определились с датировкой. Учитывая сходство авторского почерка с этюдами к панорамному комплексу «Штурм Перекопа» из фондов ФГБУК Севастопольского военно-исторического музея-заповедника, мы можем даже предположить, что она написана М. М. Соловьёвым в период подготовительных этюдных и эскизных работ под руководством П.П.Соколова-Скаля над диорамой «Первая Конная армия в тылу у Врангеля» и панорамного комплекса «Штурм Перекопа» открытых в 1940 году. Этюды ФГБУК Севастопольского военно-исторического музея-заповедника также датируются 1930-ми годами. В пользу этого предположения служит и совпадение сезонов для сюжетов панорамного комплекса и картины. Перекопско-Чонгарская операция (7 ноября — 17 ноября 1920 года) — наступательная операция войск Южного фронта Красной армии под командованием М. В. Фрунзе во время Гражданской войны в России против Русской армии генерала П. Н. Врангеля с целью прорыва Чонгарских укреплений, фортификаций на Перекопском перешейке и Сиваше. Привела к занятию Крыма Красной армией. Однако, картина носит название «Год рождения 1919», сюжет в осеннем южнорусском пейзаже. Что же происходило на фронтах Гражданской войны осенью 1919 года в южнорусском регионе, что послужило названием картины, которое поймут зрители Всесоюзной выставки молодых художников, посвященной двадцатилетию ВЛКСМ, и что надо сейчас расшифровывать нам?

Осенью 1919 года основные усилия Красной армии были сосредоточены на борьбе с войсками Деникина, развернувшими наступление на Москву. Войска Южного фронта разгромили армии Деникина под Орлом и Воронежем и к марту 1920 года оттеснили их остатки в Крым и на Северный Кавказ. Одновременно провалилось новое наступление Юденича на Петроград, а его армия была разгромлена. Уничтожение остатков войск Деникина на Северном Кавказе Красная армия завершила весной 1920 года. В начале 1920 года были освобождены северные районы страны. Государства Антанты полностью отозвали свои войска и сняли блокаду. (3)
Но у этих побед была своя предыстория…  Экономическое положение РСФСР было тяжелейшим. Республика находилась на грани топливной катастрофы. В ходе Мировой войны Россия потеряла контроль над польским углем и промышленностью Риги и Ревеля. С началом Гражданской войны был утрачен контроль над Дальним Востоком, Туркестаном и Уралом. Поставки угля из Донбасса, которые в 1916 году равнялись 1661 млн пудов, в 1918 году упали до 325 млн пудов. Бои в этом районе неизбежно сказались на уровне добычи угля. В январе 1919 года он составил 36 660 тыс. пудов, летом регион попал под контроль Деникина и поставки угля прекратились. Поставки нефти из Астрахани, которые в 1917 году составили 275,3 млн пудов, в 1918 году упали до 61 млн, в 1919-м сошли на нет. Все это не могло не сказаться на металлургии и машиностроении. После того, как Добровольческая армия поставила под контроль Криворожский район, а Урал еще оставался под контролем Колчака, РСФСР лишилась собственного чугуна и стали. Мобилизационные возможности РСФСР находились на грани возможного. С другой стороны, численность ВСЮР (Вооруженные силы Юга России — название оперативно-стратегического объединения белых войск) росла крайне медленно и не успевала обеспечить потребности армий Деникина. Для их усиления командование ВСЮР решило пойти на усиленные мобилизации населения на захваченных территориях и даже на то, чтобы ставить в строй пленных красноармейцев. Все это сказалось на стойкости частей, которые получали такое пополнение. Деникин надеялся и на создание единого фронта с поляками. Успешные действия конницы Деникина и накопленный опыт борьбы с ней подвели красное командование к идее создания собственной стратегической конницы. На Южном фронте весьма успешно проявил себя С. М. Буденный, командовавший 1-м Конным корпусом. Началось укрупнение кавалерийских соединений Красной армии, в октябре в корпус Буденного были переданы конная бригада, дивизия и конная группа 8-й армии. На базе бригады Червонного казачества В. М. Примакова была сформирована 8-я кавалерийская дивизия. Начиная с 16 октября на центральном участке Южного фронта под Кромами начались тяжелые бои, в которых с обеих сторон были задействованы лучшие части. К 20 октября кризис на московском направлении был преодолен, войска Деникина потерпели поражение и оставили Орел. 19 ноября было принято решение о создании 1-й Конной армии на основе 1-го Конного корпуса Южфронта. Командующим армией был назначен Буденный, членами РВС — К. Е. Ворошилов и Е. А. Щаденко. Теперь уже красная кавалерия действовала на коммуникациях белых, громя их тылы, прерывая железнодорожное сообщение, делая невозможным организованное отступление и снабжение. Резко выросло количество дезертиров. Вчерашние крестьяне, призванные в армию ВСЮР, кое-как сражались, пока их родные места находились за линией фронта, но разбегались, если эти территории уступались красным. Удержать их в строю было невозможно. В результате тылы Добрармии были забиты дезертирами, причем не только в деревнях, где это были простые солдаты, но и в городах, где это были уже офицеры. Деникинский фронт начал терять способность к сопротивлению, 11 декабря белые войска оставили без боя Харьков. (4)

Теперь мы можем предположить, что картина, написанная одновременно с этюдами и эскизами к панорамному комплексу «Штурм Перекопа» отсылает нас в осень 1919 года, когда была преодолена точка невозврата к старой формации, отбита угроза уничтожения посмевших освободиться от старых правил и была сформирована та самая 1-я Конная армия, которая осенью 1920 года будет штурмовать Перекоп. Именно об этой предыстории и пишет М. М. Соловьёв во время работы над панорамой под руководством П. П. Соколова-Скаля во главе с художником-баталистом М. Б. Грековым.

В противовес боевым сценам панорам и диарам картина освещает моменты передышек между боями, моменты, когда закладывается фундамент той жизни, ради которой и идет битва. Картина подкупает своей искренней верой в новое будущее. Будущее, где крестьянин и его дети получат образование минимум гимназического уровня, построят электростанции и машиностроительные заводы, будут проектировать и строить ракетные двигатели, выведут человечество в космос… Того, к чему мы сейчас привыкли как к обыденности, эти люди были социально лишены по факту низкого крестьянского рождения. Немногочисленные исключения представляли редкие искорки в сером тумане, озаряя нераскрытый потенциал народа, лишенного образования, здравоохранения… Вот этим молодым  людям, рожденным в старом мире, как в той ржавой слякотной осени, которая их окружает степным южно-русским пейзажем, еще только предстоит строить этот новый мир для их новорожденного ребенка… А пока им необходимо отбиваться и они отобьются. Сегодняшним постзнанием мы знаем, что их подросшему ребенку достанется четырехгодичная битва с войной на уничтожение. Уничтожение его права на жизнь, свободу, образование – все, что завоевали для него родители… Он тоже отобьется. А после снова отстроит страну. Он и миллионы тех, кто знали ради чего они воевали, ради чего трудились на стройках. Ради того, что мы сейчас уже считаем естественно данным комфортом.  Единственной формой нашей благодарности может быть только новый шаг вперед, не предавая побед предков.

Композиция картины делится на два плана. На дальнем плане бойцы между боями проводят нехитрый досуг, что-то кашеварят, что-то чинят в амуниции, незатейливо развлекаются… Они уступили передний план двум молодым, которые рискнули создать семью среди ужаса Гражданской войны, и вот уже народилась новая жизнь, которая кричит о себе, требует любви и заботы, усилий и защиты от молодых родителей и гарантий своей жизни от мира!.. Примечательно, что красноармейцы, недавние неграмотные крестьяне, которые жаждут вернуться к трудной полезной работе на земле, которые должны были бы озлобиться от войны, не вмешиваются в редкие минуты уединения уже троих, издалека приглядывая за их безопасностью. Все равно все наготове. Не расседланные лошади, пулемет и винтовка под рукой, да и еще вестовой прискакал … При этом все мужчины, вооруженные мужчины, все(!) в обмотках и лаптях или иной псевдообуви… Единственные сапоги отданы молодой кормящей матери! И это самый теплый, немногословный, хотя и не сразу заметный нюанс картины. Подобные нюансы в сюжете картины дают повод верить в искренность автора, верить в то, что картина не была карьерной ступенью на престижной выставке за государственный бюджет.

Искусствоведческий анализ подобных картин позволяет прочувствовать те цели и задачи, которые ставила перед собой новая власть, за которую боролись персонажи картины: кроме множества других жизненно важных, массовое культурное просвещение. Такое просвещение, когда в самых окраинных регионах будут музеи с образцами европейской и русской живописи, живописи художников современников, и не только своего региона. Такое просвещение, когда в этих регионах ярким букетом расцветут классические и национальные театры и филармонические оркестры классического и национального направлений, когда в этих регионах расцветут и созреют местные школы живописи и традиционных прикладных искусств, которые в свою очередь войдут в новые коллекции.

Довоенное поступление в Фонд музея позволяет предположить здесь влияние Алибека Тахо-Годи: в свой московский период он старался привлекать молодых московских художников для запечатления знаковых событий и процессов, происходящих в Дагестане, наполняя коллекцию яркими образцами нового искусства. И, хотя наша картина была представлен на выставке уже после ареста А. Тахо-Годи, написана она могла быть ранее. Исполняя свои многочисленные должности в системе просвещения и музейного дела, Алибек Алибекович мог отслеживать текущие выставки и быть вхожим в мастерские до выставок. 

Таким образом, мы имеем выставленную в октябре-ноябре 1938 года картину, открытку этой картины 1941 года печати, картину в фонде НМ РД им. А.Тахо-Годи. Проверка ресурса https://goskatalog.ru/portal/#/collections  в поисках этой картины этого автора в фондах других музеев дал нулевой результат. Следовательно, не смотря на отсутствие подписи, мы можем предположить, что в фонде Национального Музея Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи находится картина М. М. Соловьёва «Год рождения 1919», представленная на Всесоюзной выставке молодых художников, посвященной двадцатилетию ВЛКСМ и отправившаяся в Дагестан. Пока не будет доказано обратное. Обладание одной из ранних картин одного из основателей советского реализма, соавтора панорамных комплексов «Первая Конная армия в тылу у Врангеля» и «Штурм Перекопа» обязывает к благодарности заботе А.А. Тахо-Годи о просвещении и расширении культурного кода дагестанцев.

Картина не требовала какой-либо сложной реставрации. Всего лишь аккуратное удаление поверхностных загрязнений, ремонт подрамника, подведение реставрационных кромок… Сейчас полотно возвращено зрителю и может быть представлено в экспозиции.

https://goskatalog.ru/portal/#/collections 
https://electro.nekrasovka.ru/books/6166836
https://ria.ru/20180118/1512777087.html
https://regnum.ru/article/3637987 
 
Реставратор Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи Самарская (Алиева) Анна