Цветовая палитра
Показ изображений
Размер шрифта
Межбуквенный интервал
Обычная версия
Закрыть
img/exhibits/na-restavratsii-yabloki-na-stole.jpegNoneNoneNoneNoneNone
s
На реставрации «яблоки на столе...»
Об экспонате

В.А.Тройницкая в Краеведческом музее Дагестана (ныне НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН им. А. ТАХО-ГОДИ)
В реставрацию поступил этюд с изображением яблок… Ну, как этюд? – раскрошившиеся кусочки картона, которые в сборке соединялись в яблоки на столе… По данным Книги Поступления авторство «В. Тройницкая», время поступления довоенное. Более никакой информации, хотя коллекция графических работ этого автора включает в себя около пятнадцати работ, которые можно отнести к экспедиционным зарисовкам. Разгадать эту загадку предстояло в ходе реставрационного исследования.

Фото записи в Книге поступлений
Поиск Тройницких выводил на потомков и родственников Александра Григорьевича Тройницкого (1807-1871).  Родился Александр Тройницкий 12 марта 1807 года в Одессе в семье нетитулованного дворянина, майора Ладожского мушкетёрского полка Григория Устиновича Тройницкого и Матрёны Фоминичны Волошиновой. Мальчик рано лишился отца, погибшего в бою с передовыми отрядами Наполеона в июле 1812 года. После того, как семья серьёзно пострадала во время чумы 1812 года в Одессе, герцог де Ришелье, помог получить приличную пенсию. С 1827 по 1832 годы Александр служит адъюнктом физико-математических наук в лицее. В конце 20-х годов стал писать в местной газете. В 1831 году Александр Григорьевич назначен цензором и секретарём Одесского цензурного комитета. Именно в те годы появляются его первые статьи в «Одесском вестнике».  Потом была работа в строительном комитете. После Крымской войны А.Г.Тройницкий возглавил комитет по оказанию помощи пострадавшим жителям Одессы. В 1857 году Александр Григорьевич с семьёй покидает Одессу и переселяется в столицу, выразив желание дать трём своим трем сыновьям от второго брака достойное образование и воспитание. Григорию – 13, а младшему Владимиру – 10. Все они окончили в разные годы императорский Александровский лицей, названный в честь императора Александра I (до 1844 г. Царскосельский лицей). На правах университета лицей готовил чиновников для государственной службы. В столице Александр Григорьевич Тройницкий занял пост члена Главного управления цензуры от министерства внутренних дел, в 1867 году - сенатор и член Государственного Совета. Одновременно Александр Григорьевич ведёт большую общественную работу на ниве просвещения. (1)

Александр Григорьевич Тройницкий
Опираясь на свой одесский опыт, энергично действует в Совете женских учебных заведений, успешно возглавляет сиротские заведения, состоит членом Комитета по пересмотру уставов прогимназий. С 1845 года он стал действительным членом императорского общества истории и древностей.       А.Г.Тройницкий за усердную службу и успехи в государственной деятельности награжден многочисленными наградами. Кавалер орденов Святого Станислава 2-й степени (1844), Святой Анны с императорской короной (1849), Святого Владимира 3-й степени (1853), Святого Станислава 1-й степени (1856), Святой Анны 1-й степени (1859), Святого Владимира 2-й степени (1861), Белого ор (1865), Святого Александра Невского (1870). Скончался член Государственного Совета, тайный советник Александр Григорьевич Тройницкий в Петербурге 12 марта 1871 года на 65-м году и похоронен на Волковом православном кладбище. (1)
       Старший сын Александра Григорьевича, Николай Александрович Тройницкий (1842-1913) также был известным статистиком. Образование получил в Александровском лицее (1862). Государственную службу начал во 2-м отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1865 году был причислен к Министерству внутренних дел и командирован в Санкт-Петербургское губернское правление. В 1866 году назначен советником Самарского губернского правления и в конце августа того же года был пожалован в звание камер-юнкера Высочайшего Двора. (1)

 Николай Александрович Тройницкий
В 1869-1876 годах Н.А.Тройницикий был ярославским вице-губернатором. Н.А.Тройницкий служил при губернаторах - И.С.Унковском, Н.К.Шмите и Н.А.Безаке.
Таким образом, набравшись губернаторского опыта в Ярославской губернии, Н.А.Тройницкий был направлен Высочайшим указом на должность губернатора Вятской губернии, где пробыл с 1876 по 1882 год. На этом посту он организовал и развил различные общеполезные учреждения, принимал живейшее участие в деятельности Красного Креста. Деятельность Тройницкого по Красному Кресту была оценена Высочайшей наградой и знаком Красного Креста. При его непосредственном участии в Вятке возведен отдел общества спасения на водах, при нем к детскому приюту пристроена домовая церковь. С 1882 года Тройницкий - почетный гражданин Вятки. В 1882 году Тройницкий был переведён на должность Рязанского губернатора, но здесь он пробыл недолго.
3 ноября 1883 года Н.А.Тройницкий был назначен директором Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. 1 января 1885 года произведен в тайные советники. В 1886 году Тройницкий был назначен в особый комитет, рассматривавший предложение Н. Н. Миклухо-Маклая об организации на одном из островов Тихого океана русской колонии.
В 1885 году по Высочайшему повелению, как представитель русского Правительства, он участвовал на Лондонском юбилее статистического общества, в выработке устава и организации Международного статистического института. Позже, откомандировывался на заседания института: в 1887 году - в Рим, а в 1889 году - в Париж, затем - в Вену, Берн, Христианию, Будапешт, Копенгаген и Берлин; организовал приём сессии института в Санкт-Петербурге.
В 1888 году Николай Александрович удостоен благодарности за труд «Статистика слепых в России. 1886 г.», в 1890 году - за «Сборник сведений по России», в 1891 году - за труды по составлению путеводителя «От Владивостока до Уральска».
С 1897 года Н.А.Тройницкий назначен председателем Статистического совета при Министерстве внутренних дел. Он принимал участие в подготовке и проведении в 1897 году Первой всеобщей переписи населения России. Под его руководством проводилась разработка ее итогов, которые были опубликованы в 1897-1905 годах.
С 1897 года по избранию стал вице-президентом Международного статистического института. 1 января 1904 года назначен сенатором. В 1905 году был произведен в действительные тайные советники. Кавалер орденов Святой Анны 2-й ст. (1899), Святого Владимира 3-й ст. (1913), Святого Станислава 1-й ст. (1915). Скончался в 1913 году. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. (1)
В следующем поколении особо необходимо выделить двух внуков Александра Григорьевича, сыновей старшего сына Николая, - Александра Николаевича и Сергея Николаевича Тройницких.
Александр Николаевич Тройницкий (1869, Самара -1935-36гг.) - русский государственный деятель, действительный статский советник, семипалатинский и тульский губернатор. Тройницкий состоял членом Тульской губернской ученой архивной комиссии. 3 (16) марта 1917 года А.Н.Тройницкий был арестован и уволен со службы Указом Временного правительства от 31 марта (13 апреля) 1917 года. (1)

Сергей Николаевич Тройницкий (1882-1948) - самый, пожалуй, известный человек из рода Тройницких. Своей славе он обязан тем, что в революционные годы немало сделал на посту директора Эрмитажа для спасения ценностей, предназначенных для вывоза за рубеж.

Сергей Николаевич Тройницкий
Сергей Николаевич Тройницкий (1882-1948) - известный геральдист и искусствовед, один из основателей журнала «Старые годы», сын сенатора, действительного тайного советника Н. А. Тройницкого от второго брака с Анастасией Евгеньевной, урождённой Якушкиной. По матери доводился правнуком декабристу И. Д. Якушкину. В 1904 г. окончил Императорское училище правоведения. 
В 1908 г. был принят на службу в императорский Эрмитаж в Отделение Средних веков и эпохи Возрождения,
1909 - кандидат на классную должность,
1913 - переход в Отделение драгоценностей,
1915 - хранитель Отделения древностей Эрмитажа, 
1917 - член юридической комиссии при Временном правительстве по вопросу о государственных флаге и гербе,
 1918 - назначен заведующим и хранителем вновь организованного отдела прикладного искусства нового времени,
август 1918 - и.о. директора,
декабрь 1918 г. - 1927 г. избран директором Государственного Эрмитажа,
май 1927 г. - заведующий Отделением прикладного искусства (до 1931 г.).
1931 г. - научный эксперт объединения «Антиквариат».
 В 1935 г. арестован как «социально опасный элемент» и выслан вместе с женой на 3 года в Уфу. Умер в 1948 г., по некоторым сведениям, 2 февраля, в санатории туберкулёзной больницы «Высокие горы» под Москвой. Похоронен на Даниловском кладбище. По заключению Прокурора г. Ленинграда от 29 сентября 1989 г. реабилитирован. (1)(2)(3)
В период службы в императорском Эрмитаже в отделе средних веков и эпохи Возрождения, затем хранителем отдела драгоценностей описывает фонды коллекций, в том числе и предметов «Фарфорового и серебряного музея», переданных из Зимнего дворца. На базе этой учетной работы он сформировал в Эрмитаже «Галерею фарфора». Вступив в 1910 г. в Русское генеалогическое общество, в 1912 г. выпустил Гербовник А. Т. Князева. Это издание печаталось в принадлежавшей С. Н. Тройницкому типографии «Сириус». Как владелец типографии в 1913—1914 г.г. издает журнал «Гербовед», специализировавшийся на изучении дворянских символов. С 1915 — хранитель отделения древностей Эрмитажа. В 1917 г. был членом юридической комиссии при Временном правительстве по вопросу о государственных флаге и гербе. С 1919 по 1922 г. исполнял обязанности товарища председателя Русского историко-генеалогического общества, издал две брошюры об истории своей семьи. В 1918 г. назначен заведующим и хранителем вновь организованного отдела прикладного искусства нового времени. В том же 1918 году избран, что характеризует эпоху, директором Государственного Эрмитажа. В мае 1927 г. освобождён от должности директора Государственного Эрмитажа, после чего переведён в отдел прикладного искусства заведующим, где и проработал до 1931 г., когда был «вычищен по первой категории» без права работать в Эрмитаже. (2). Ранее, в 1925 г. ОГПУ в 1925 году в Ленинграде было сфабриковано дело по обвинению группы выпускников Александровского лицея в создании контрреволюционной монархической организации - «Дело лицеистов», среди обвиняемых были также выпускники Училища правоведения. Арестованным были предъявлены обвинения по статьям 61 («Участие в организации или содействие организации, действующей в направлении помощи международной буржуазии») и 66 («Участие в шпионаже всякого рода, выражающееся в передаче, сообщении или собирании сведений,
имеющих характер государственной тайны, в особенности военных, иностранным державам или контрреволюционным организациям в контрреволюционных целях или за вознаграждение») Уголовного кодекса РСФСР. Из числа обвиняемых 26 человек по постановлению Коллегии ОГПУ от 22.6.1925 расстреляны. Двадцать пять человек приговорены к различным срокам заключения в лагерь. Двадцать девять человек приговорены к различным срокам ссылки. Почти все осуждённые по «делу лицеистов» впоследствии были расстреляны или погибли в лагерях. К счастью, на этот раз судьба пощадила С.Н.Тройницкого. (3).
В 1931 году С.Н. был окончательно уволен из Эрмитажа. По сообщениям майских газет 1931 г., комиссия по проверке Эрмитажа выяснила, что "в числе сотрудников музея до самого последнего времени работали чуждые элементы". Кампания совпала с проведением крупной экспортной продажи эрмитажных картин.(3)
В период работы консультантом и экспертом объединения по экспорту и импорту художественных ценностей "Антиквариат", созданного решением Наркомата внешней торговли, С. Н. Тройницкий неоднократно выступал против бездумного экспорта произведений искусств. Что именно продавать, а что нет, решалось в спорах 1929–1934 годы между чиновниками и искусствоведами, и лишь изредка — в пользу последних. В январе 1929 года он писал директору Библиотеки имени В. И. Ленина — В. И. Невскому: «Мы не продаем, а просто все отдаем за бесценок и без всяких гарантий». (2)(3). Основным инициатором продажи сокровищ Эрмитажа выступал Анастас Микоян, как министр внешней торговли, а противником продажи и союзником искусствоведов был М.И.Калинин. Окончательную точку поставил И.Сталин, фактически запретив распродажу. Надо сказать, что в целом доход от распродажи оказался в масштабах страны ничтожным, да и спрос на Западе, в связи наступлением кризиса 30-годов, угас. (3) В январе 1929 года И.А.Орбелли, как заместитель директора Эрмитажа и Депутат Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся (1928, 1934, 1939, 1947), напишет еще более отчаянное письмо И.В.Сталину. Возможно, именно отчаянная смелость И.А.Орбелли в его письмах к руководству страны, привела в итоге к его назначению Директором Эрмитажа в июле 1934 года, после Съезда победителей, что характерно… 
1 декабря 1934 г. был убит С.М.Киров, и в числе «мероприятий» НКВД СССР 1935 г. была проведена операция «Бывшие люди» по чистке населения Ленинграда от «социально опасных элементов». С.Н.Тройницкий был арестован 28 февраля 1935 г., как «социально опасный элемент». 1 марта произошел единственный допрос, 2 марта его дело было завершено и подписано распоряжение об увольнении с 7 марта, 4 марта был вынесен приговор и постановлением Особого Совещания при НКВД от 4 марта 1935 г. С.Н. Тройницкий и его жена М.Э.Борисова-Мусатова были приговорены к ссылке в Уфу сроком на 3 года. (3). В вину ставились научные командировки за границу в 1923—1925 и 1928 г. в Берлин, Париж и Лондон, а также связь с эмигрантами. Ходатайство Всесоюзного объединения «Антиквариат» с просьбой оставить как ценного специалиста, осталось без внимания. В Уфе работал в одном из музеев.
После ссылки С. Н. Тройницкий вернулся в Москву. В 1939 г. сначала устроился в музей Кусково, где работал научным сотрудником Музея фарфора и фаянса, одновременно с 1941 г. исполнял обязанности старшего художника в Институте художественной промышленности, а также в 1941—1945 г. преподавал историю искусства в Театральном художественно-техническом училище. Знания опального искусствоведа неожиданно понадобились после войны — оказалось необходимым разобрать вывезенные из Германии коллекции, проконсультировать крупных военно-начальников об их «трофеях». В 1945 г. С. Н. Тройницкого приняли в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, сначала — главным хранителем, с ноября — заведующим отделом декоративно-прикладного искусства. (2)(4)

Портрет искусствоведа Сергея Николаевича Тройницкого. Петр Петрович Кончаловский, 1943, 80x107см, холст-масло, http://pkonchalovsky.com/ 
Сергей Николаевич Тройницкий - один из основателей музейного дела в России. В период его управления в июне 1920 года в Эрмитаже открывается факультет музейного дела, где читается курс лекций, программу для которого разрабатывает комиссия, в состав которой входит С.Н.Тройницкий. В это же время в Эрмитаже организуется «Музей придворного быта». Сохранение и преумножение музейной коллекции для С.Н.Тройницкого было основным приоритетом на протяжении всех лет, что он находился на должности директора Эрмитажа. В этот период Эрмитаж получил обширное пополнение из национализации частных собраний, началось освоение Зимнего дворца, расширялась и перестраивалась экспозиция. С.Н.Тройницкий положил начало изучению и научному описанию собрание отдела прикладного искусства, с 1909 по 1926 год написал и опубликовал 66 научных статей. Несмотря на тяжелую жизнь, весьма спартанский образ существования С.Н.Тройницкий написал и защитил в МГУ в 1947 г. диссертацию на степень доктора искусствоведения «Европейский художественный фарфор 18 века».  (3)

Сергей Николаевич Тройницкий
Сергей Николаевич Тройницкий был трижды женат…
Первая жена - Варвара Александровна Тройницкая, урождённая Тимрот (1878-1942). 
Вторая жена - Марфа Андреевна Тройницкая, урожденная Панченко (1889-1954), в первом замужестве Яремич, после 1943 г. замужем за архитектором П.П.Светлицким. Этой даме повезло, она была удостоена портретирования у Зинаиды Серебряковой, пока Сергей Николаевич еще был директором Эрмитажа.

Портрет М.А.Тройницкой. З.Серебрякова. 1924 г.
 Третья жена - Марианна Викторовна Борисова-Мусатова (1905-1991), художник-график, отбывала вместе с мужем ссылку в Уфе, художник-оформитель альманаха «Тарусские страницы» и автор иллюстраций. 
 В ходе поисков по фамилии, указанной в учетных документах и авторских подписей на акварельных этнографических зарисовках «В. Тройницкая», мы выяснили, что работы принадлежат кисти первой супруги первого избранного советского директора Эрмитажа. Учитывая, что портрет второй супруги, уже под фамилией «Тройницкая» кисти Зинаиды Серебряковой написан в 1924 году, мы можем смело предполагать, что Варвара Александровна Тройницкая, урождённая Тимрот (1878-1942), уже не состояла в браке с С.Н. Тройницким, директором Эрмитажа до 1927 года, но находилась в штате Эрмитажа, раз она была привлечена для экспедиции в Дагестан. Теперь, чтобы выяснить, чем в свое время привлекла Варвара Александровна Тимрот С.Н. Тройницкого, эрмитажевца с 1908 года, придется выяснить кем были предки Варвары Тимрот.
Генрих Иоганн Фридрих Ти́мрот (нем. Heinrich Johann Friedrich) в русской службе Александр Иванович Тимрот (1790—1848) — генерал-лейтенант, участник войн против Наполеона. Происходил из дворян Эстляндской губернии, родился 31 марта 1790 в Ашерадене. Отец — Иоганн Фридрих Тимрот (1734—1795), теолог Йенского университета, домашний учитель в семье Шульц фон Ашераденов, пастор в Ашерадене. Мать — Мария Маргарита фон Нейкирх, дочь королевского шведского лейтенанта. (5), (6)
Военную службу начал в 1805 году подпрапорщиком в гренадерском Короля Прусского полку (гвардейская воинская часть Русской Императорской армии, дислоцировался в Варшаве). В 1806—1807 годах он сражался с французами в Восточной Пруссии, был ранен пулями в обе руки. В 1807 году произведён в прапорщики. В кампании 1808—1809 годов против шведов Тимрот был при блокаде шведских балтийских портов и при обороне береговых укреплений. (5), (6)
Во время Отечественной войны 1812 года Тимрот сражался под Витебском и Смоленском, в Бородинском бою заслужил себе золотую шпагу с надписью «За храбрость» (указ от 19 декабря 1812 года), затем был в делах при селе Спасском, под Малоярославцем и под Красным. (5)
В Заграничных походах Тимрот также с отличием участвовал в генеральном сражении под Лейпцигом (Битве народов), при взятии Парижа. (5), (6)
В 1819 году Тимрот был произведён в подполковники и в 1821 году был переведён в лейб-гвардии Семёновский полк и в том же году произведён в полковники. Как выдающийся офицер Тимрот обратил на себя внимание императора Николая I, был пожалован 1 января 1829 году во флигель-адъютанты и 25 июня того же года произведён в генерал-майоры с назначением командиром Образцового пехотного полка; через четыре года император Николай I отличил Tимрота, назначив его командиром лейб-гвардии Измайловского полка. (5), (6)
В 1836 году Тимрот был назначен окружным генералом 2-го округа Отдельного корпуса внутренней стражи, в 1842 году состоящим для особых поручений при корпусе внутренней стражи, в 1847 году произведён в генерал-лейтенанты. Скончался 20 января 1848 года. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге. (5), (6)
Награды
Орден Святой Анны 1-й степени (1831 год)
Орден Святого Георгия 4-й степени (21 декабря 1832 года)
Орден Святого Владимира 2-й степени (1839 год) (4), (5)
Супруга — Элизабет Аполлония баронесса фон Бистром, дочь Курляндского обер-гауптмана Карла Готгарда фон Бистрома и Аполлонии Шарлотты Маргариты Оливии, рожденной фон Энгельгардт. От брака имели пятерых сыновей, причем Карла, родившегося в бытность Тимрота командиром Измайловского полка, воспринимал от купели император Николай I. (5), (6)

Его сыновья:
Николай (1826—1890) — прокурор в Митаве Курляндской губ., статский советник, служил в Сенате, 1862 Тверской губернский прокурор
Готхард (Gotthard, 1827—1880) — генерал-майор, Костромской губернский воинский начальник
Георгий (Егор) (1831—1909) — действительный статский советник, председатель ярославской губернской земской управы 1866, присяжный поверенный в Самаре 1877.
Карл Август Рихард (1834—1895) — генерал-лейтенант, начальник штаба Финляндского военного округа
Александр (1836—1899) — полковник 1873, начальник штаба третьей пехотной дивизии 1873—1878, затем в Генштабе до 1880 года. Генерал-майор. (5), (6). 
Александр Александрович Тимрот, Генерал-майор, является отцом Варвары Александровны, первой жены С.Н. Тройницкого, директора Эрмитажа 1918-1927гг.
Следующим вопросом, встающим перед исследователем, являются те экспедиции Эрмитажа в Дагестан, к деятельности которых была привлечена Варвара Александровна Тройницкая, урождённая Тимрот.
История научных экспедиций Эрмитажа в Дагестан выводит нас на дружбу и сотрудничество таких ЛЮДЕЙ как Алибек Алибекович Тахо-Годи, основатель нашего музея, Иосиф Агбарович Орбели, Н. Ф. Яковлев. 
С 1920 г. по 1923 г. практически ежегодно организует широкие этнолингвистические и художественно-архитектурные экспедиции в Дагестан, Кабарду, Чечено-Ингушетию профессор Н. Ф. Яковлев. (7). Однако, научные исследования в Нагорном Дагестане профессора Н.Ф.  Яковлева руководителя Экспедиции Главнауки Наркомпроса начались, когда в горных районах Кавказа Гражданская война еще не кончилась, в горах скрывались вооруженные отряды, не признававшие советскую власть. Позже бывший начальник Терской группы войск Беленкович писал о Яковлеве: «Всю работу проводил, буквально, в боевой обстановке, неоднократно рискуя жизнью…» (8). Тем более, что экспедиции Н. Ф. Яковлева организовывались и финансировались от Московских организаций и Институтов. Участие Варвары Александровны Тройницкой, урождённой Тимрот, в этих экспедициях полагается маловероятным…    
Основатель нашего музея, Алибек Алибекович с помощью Академии наук и Главнауки Наркомпроса организовал около 160 специальных экспедиций в Дагестан в 1920-х годах. Коллекционные сборы, этнографические записи, фото- и зарисованный материал, сделанные в ходе экспедиций, были разделены между Дагмузем, Эрмитажем и столичными музеями. В 1928 году И.А. Орбели, будучи заведующим отделом Кавказа, Ирана, Средней Азии и стран мусульманского Востока в Эрмитаже, приехал в Дагестан для изучения дагестанской эпиграфики, но чрезвычайно заинтересовался кубачинской культурой. (9). Вероятно, в это время хранитель отделения мусульманского средневековья Государственного Эрмитажа И.А. Орбели предложил уже много лет разведенной бывшей жене С.Н.Тройницкого, в это время заведующего Отделением прикладного искусства, принять участие в экспедиции. Учитывая засилие в тот период и в культуре, и в науке чиновников, зачастую из переориентировавшихся «бывших», и строящих свою карьеру на новой политической активности и конкурировавшими с неполитичными «бывшими», вероятно, И.А. Орбели вывез аристократку Варвару Александровну Тройницкую, урождённую Тимрот, уже не состоявшую в браке с теперь уже бывшим директором Эрмитажа из наэлектризованного Ленинграда в этнографическую экспедицию на национальную окраину, где ее происхождение могло затеряться в безвестности. С другой стороны, ее отъезд из Ленинграда мог быть связан с чисто личными психологическими мотивами: каждый день на рабочем месте видеть возле бывшего мужа, отца своих детей другую любимую им женщину, довольно болезненно… Так или иначе, то, что Варвара Александровна Тройницкая была участницей Кубачинской экспедиции И.А. Орбели свидетельствуют несколько ранних музейных паспортов на предметы сбора, а именно камнерезные архитектурные элементы селения Кубачи. 
  

Эти документы свидетельствуют нам, «музейные объекты отдела археологии» поставлялись из «с.Кубачи Кайтаго-Табасаранского района» через «уполномоченного Дагмузея Расула Магомедова» с «января 1929 года», а оформлялись в учет «В. Тройницкой» с «июня 1929 года». Так мы можем полагать, что с 1929 года В. А. Тройницкая уже работала в Дагестанском музее. К сожалению, в архиве НМ РД им А.Тахо-Годи нет документов о Тройницкой В.А. Это может быть связано с ее переходом в мединститут г. Махачкалы (то есть она просто их забрала), а может быть связано с тем, что отдел кадров того периода был не в музее, а в Министерстве культуры Дагестана того времени...
К этому периоду, очевидно и относятся и наш этюд, и ряд акварелей: этнографических зарисовок предметов быта и одежды высокогорного Дагестана. Владение акварелью Варвара Александровна могла освоить во время гимназического образования и во время общения с Зинаидой Серебряковой, которая была моложе ее на шесть лет, когда последняя писала портрет второй супруги ее бывшего мужа С.Н.Тройницкого. (10). Вскорости И.А. Орбели использует этот прием для вывоза на окраину в Дагестан многочисленной группы экспонатов, на которые положило глаз объединение по экспорту и импорту художественных ценностей "Антиквариат" Наркомата внешней торговли.
     
Экспедиционные акварели В.А.Тройницкой
Экспедиция Орбели в 1928 году в Дагестан содействовала тому, что весной 1929 года Тахо-Годи организовал передачу ряда экспонатов из Эрмитажа в Дагмузей. Сохранилось несколько документов от мая 1929 года из Эрмитажа, из Наркомпроса, из Главнауки, где поддерживается обращение Дагмузея и предлагается «в первую очередь осуществить передачу товарищу Тахо-Годи уже отобранных для означенной цели [передачи в Дагмузей] собраний по истории Дагестана». Остальные материалы, которые не имеют прямого отношения к Дагестану, предлагается рассмотреть позднее. В составе этих передач Дагмузей получил «Кавказский альбом. Акварели Тимма, Бланшара, Горшельта и Фриша», «Альбом Дагестана 1865 года», альбом с 50 фотографиями с дарственной надписью «Ее Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Федоровне от верноподданных кабардинского и горских племен», «Альбом чертежей замечательных дорожных сооружений, воздвигнутых на Кавказе во время царствования Господина Императора Александра II 1855–1880-х годов». Эрмитажем принимается решение о передаче в Дагестанский музей экспонатов из отдела гравюр и рисунков. Эрмитаж обращается в Главнауку Наркомата просвещения с просьбой эти списки утвердить. Первый из них включает в себя экспонаты кавказской или связанной с Кавказом тематики. Второй список — это список картин, намеченных к передаче в Дагестанский музей. Примечательно, что отбираются картины европейских художников, в том числе голландских мастеров, но так, чтобы на них изображались горы, пещеры, горные пейзажи, то есть тематически, чтобы это было ближе Дагестану. Тахо-Годи Елена Аркадьевна отмечает, что отобранные работы должны были быть проданы за границу, о чем свидетельствует письмо от 24 мая 1929 года, написанное заведующим отделом эрмитажной Картинной галереи. «При чтении этого документа возникает ощущение, что сотрудники Эрмитажа предпочитали, чтобы картины ушли из Эрмитажа в Дагестан, но не за пределы страны; заведующий отделом оценивает их всего в 4 тысячи рублей, что должно навести начальство на мысль, что от их продажи большой выгоды не будет, что страна ничего не потеряет, если они не будут проданы, а окажутся в Дагестане». (7). И уже в январе 1929 года будет то самое письмо И.А.Орбелли И.В.Сталину.
 Таким образом наше исследование привело к выводу, что автор этюда «Яблоки» и серии экспедиционных этнографических акварельных зарисовок - Варвара Александровна Тройницкая, урождённая Тимрот (дочь Александра Александровича (Генриховича) Тимрот, Генерал-майора Генштаба до 1880 года). (11). Родилась 22.02.1878 в Петербурге. Первая жена С.Н. Тройницкого, первого советского директора Эрмитажа 1918-1927гг., возможно, работала в Эрмитаже до 1928 года. Возможно, по причине распавшегося брака, была привлечена И.А.Орбели к экспедиции в Дагестан, где и осталась. Оставшуюся жизнь работала в Дагестане: в музее, 1932 в Госплане, в медицинском институте. Пропала без вести во время поездки в Кисловодск в начале 1942 года в возрасте шестидесяти четырех лет. (11).
Попытка обратиться в архив мединститута г. Махачкалы (ныне Дагестанский государственный медицинский университет РД) привела к высшей степени печальному результату: по истечении 75 лет документы с начала организации до 1947 года были уничтожены без предварительного просмотра и без перевода в цифровой формат. Даже попытка спросить «а в памяти такая фамилия не всплывает?» дала нулевой результат… 
Печально это и потому, что здесь мы попадаем в зону предположений о вероятных событиях. Мы не должны забывать, что в начале 1942 года в возрасте шестидесяти четырех лет отправилась в Кисловодск. Чем могла быть мотивирована эта поездка? 
Не надо забывать, что уже в июле 1941 г. открывается первый госпиталь в Дербенте (№ 1628), 22 августа 1941г. первый госпиталь был сформирован в Махачкале (№ 3187) и к началу 1942г. в Дагестане было 66 эвакогоспиталей на 9000, а к середине 1942г. — на 12 000 коек. В Махачкале их было 20, Буйнакске - 16, Дербенте -10, Каспийске -13, Избербаше - 2, Хасавюрте и Кизляре по три. (12) 
В тоже время в июле 1941 г. в Кисловодске на базе санатория им. А.М. Горького был сформирован госпиталь № 2002 на 800 коек, на базе санатория Центросоюза госпиталь № 2001, а расформированы 9 августа 1942 г., накануне оккупации Кисловодска немецкими войсками. (13) 
Если Варвара Александровна Тройницкая в начале 1942 года в возрасте шестидесяти четырех лет направилась в Кисловодск, то это могло быть связано с организацией взаимодействия госпиталей и дагестанского мединститута… Безусловно, она не была медиком. Но подготовить предварительные договоренности мог и просто образованный человек, способный произвести несложный учет и анализ… Однако, начало 1942 года, а значит зима или начало весны, могли стать фатальными для 64-летней женщины, раз следы ее и информация о ней теряются по дороге в Кисловодск…
В качестве красок времени пара слов о судьбах кисловодских госпиталей… Оккупация Кисловодска началась 14 августа 1942 г. и длилась 5 месяцев - до января 1943 г. В середине октября 1942 года часть раненых вместе с медицинским персоналом была погружена в вагоны и отправлена на запад. Они все были уничтожены на территории Украины. Человек сорок тяжелораненых красноармейцев медики разместили на платформе железнодорожного вокзала, вывесив для охраны флаги международного общества «Красный Крест». Фашистов это не остановило. Они, как бревна, побросали раненых на железнодорожную платформу, вывезли в сторону Минеральных Вод и расстреляли. (14)
В госпитале, который работал на базе санатория имени Семашко, раненых пытались спасти с помощью иной уловки: на первом и втором корпусах вывесили табличку «Больница», а на третьем – «Инфекционная больница». Какое-то время оккупанты обходили их стороной. Но потом предатели донесли, что в «Больнице» прячут раненых. Всех расстреляли. Причем некоторых прямо на больничной койке. (14) 
В другой брак Варвара Александровна Тройницкая не вступала, осталась Тройницкой (возможно, этот брак был венчанный). От брака с С.Н. Тройницким у нее осталось двое дочерей, единственных детей и для С.Н. Тройницкого. Старшая дочь - Наталья Сергеевна Тройницкая (1908-1957). 
Младшая дочь - Елена Сергеевна Тимрот-Тройницкая (1913-1998), в начале 1940-х вступила в брак с Дмитрием Львовичем Тимротом.  Здесь родственные линии Тимротов волшебным образом сходятся, поскольку Елена Сергеевна и Дмитрий Львович приходятся друг другу троюродными сестрой и братом. Елена Сергеевна Тройницкая / Тимрот преподавала в МАРХИ и Суриковской академии перспективу и начертательную геометрию. (15) 
Дмитрий Львович Тимрот родился 10 (23 апреля) 1902 года в Москве в семье юриста Льва Егоровича Тимрота, двоюродного брата Варвары Александровны. В 1924 году окончил Грозненский нефтяной техникум, затем работал в нефтяной промышленности. После возвращения в Москву в 1926 году работал во Всесоюзном теплотехническом институте имени Дзержинского, был назначен заведующим лабораторией теплофизических свойств рабочих тел и теплоносителей. В 1927—1934 годах принимал участие в составлении «Технической энциклопедии» в 26-и томах под редакцией Л. К. Мартенса, автор статей по тематике «теплотехника». В 1954 году перешёл на работу в МЭИ на созданную там кафедру инженерной теплофизики, где и проработал до конца свой жизни. 

Дмитрий Львович Тимрот
Награжден Сталинской премией второй степени (1950) — за научные исследования тепловых свойств водяного пара при высоких давлениях и температурах, результаты которых изложены в серии статей, опубликованных в журнале «Известия Всесоюзного теплотехнического института имени Дзержинского» (1948—1949), Премия имени И. И. Ползунова АН СССР (1963) — за исследования материалов для новой техники, званием Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1978). (16)
В этом, третьем браке для Дмитрия Львовича, был сын Георгий (1943-1993). Родился в 1943 г.

Георгий Димитриевич Тимрот
Он писал стихи, недолго работал в журнале «Москва», вел рубрику «Домашняя церковь». В 1993 г., незадолго до кончины, написал первую книгу о ныне прославленном старце, преподобного Аристоклии Афонском, Московском чудотворце — «Подвиги и чудеса иеросхимонаха Аристоклия», которая вышла уже после его кончины в 1995 году.
В 1991 году, после обретения мощей преподобного Серафима Саровского, участвовал в торжествах, выступил с речью. С матерью много паломничал, скончался в 1993 г. в Москве. Георгий Димитриевич Тимрот похоронен на Даниловском кладбище рядом со своим дедом — Тройницким Сергеем Николаевичем, бывшим в 1918-1927 гг. директором Эрмитажа. Через пять лет упокоится и его мать Елена Сергеевна Тройницкая -Тимрот и будет похоронена рядом с отцом и сыном. (17)
Безусловно, наше исследование подготовлено на базе анализа интернетресурса. Но, если наш анализ полученного материала не ошибочен, то перед нами еще одна судьба из числа многочисленных основателей российского-советского музейного дела, уходящая корнями в сложное переплетение аристократических родов, исследовательских, творческих судеб, судьба соратницы первого советского директора Эрмитажа и участницы закладки фундамента дагестанского музееведения и коллекции НМ РД им А. Тахо-Годи. А еще таинственная связь одного из величайших музеев России – Эрмитажа и Краеведческого музея Дагестана (ныне Национального музея Республики Дагестан), куда, как в «сундук мертвеца» до поры были спрятаны от лихих глаз часть сокровищ страны и человек: бывшая аристократка, бывшая жена бывшего первого советского директора Эрмитажа…
Перед нами встает лик женщины, которой повезло родиться в аристократической семье и поэтому получить разностороннее образование… женщины, мудро пережившей развод с мужем в период его успеха… пережившей рвения чиновников от культуры держать под контролем людей искусства и науки более, чем развивать искусство и науку в стране… пережившей необходимость покинуть Дагестанский музей после гибели А.Тахо-Годи… в шестидесятичетырехлетнем возрасте (вероятно) включаться в эвакуацию раненых из Кисловодска…

 


Источники:
Биографика СПбГУ. Санкт-Петербургский государственный университет
Константин Вихляев и Юта Арбатская. https://www.kajuta.net/ 
Тройная дата Тройницкого. О первом советском директоре Эрмитажа http://aoleynikov.ru/wp-content/uploads/2018/02/troinickii.pdf 
https://ru.wikipedia.org/wiki/ 
Волков С. В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. М., 2009
Тимрот, Александр Иванович // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В 20-е гг. XX в. Л.Г. Каймаразова, Институт ИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала kaymarazova@mail.ru
https://biography.wikireading.ru/56382 
https://dagjur.com/alibek-taho-godi-i-jermitazh-k-istorii-sozdanija-nacionalnogo-muzeja-respubliki-dagestan/ Тахо-Годи Елена Аркадьевна
Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах. Дарья Лёгкая https://www.culture.ru/s/serebryakova/ 
http://rgfond-ru.1gb.ru/person/112034 Российский Родословный Фонд
http://dagnasledie.ru/news/item/1066 
https://cyberleninka.ru/article/n/evakogospitali-2002-i-5397-na-territorii-sanatoriya-im-a-m-gorkogo-v-kislovodske-v-period-velikoy-otechestvennoy-voyny
https://stapravda.ru/20200228/pyat_mesyatsev_okkupatsii_glazami_ochevidtsa_144919.html 
http://rgfond-ru.1gb.ru/person/111943 Российский Родословный Фонд
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://www.geni.com/people6000000017754591953 
Реставратор Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи Самарская (Алиева) Анна